пятница, 6 февраля 2015 г.

Новые издания о войне на книжной полке подростка

4ый вебинар. Более точное название "Новые издания о войне и фашизме на книжной полке подростка "
http://knignyjshkaf.blogspot.ru/2015/02/blog-post_53.html#more

 Военная полка. Неообходима. С разными книгами. Разных авторов.

М.В. Ивашина представила нам книги:

Павлофф Ф. Коричневое утро / ил. Л. Шмелькова; пер.В. Зюсько. – М.: КомпасГид, 2011. – С.48. – (Открытый диалог)
Штрассер Т. / пер. Е. Лавут. – М.: Самокат, 2012. – (Встречное движение)
Бойн Дж. Мальчик в полосатой пижаме / пер.Е. Полецкой. – Фантом Пресс, 2013
Веркин Э. Облачный полк. – М. : КомпасГид, 2012
Драгунский В. Он упал на траву / сост. и оформл. серии И. Бернштейна; ил. М. Волохонской; послесл.Ст. Дудкина. – М.: Самокат, 2014. – (Как это было)
Шефнер В. Сестра печали / ил. А. Романовой. – М.: Самокат, 2014. – 304 с. – (Как это было)
Окуджава Будь здоров, школяр / сост. и оформл. серии И. Бернштейна; ил. Е. Ремезовой; послесл.Ст. Дудкина. – М.: Самокат, 2014. – (Как это было)
Сёмин В. Ласточка-звёздочка школяр / сост. и оформл. серии И. Бернштейна; ил. Ю. Бычковой; послесл.Ст. Дудкина. – М.: Самокат, 2014. – (Как это было)



Г. Черкашин "Кукла". В том году купила новую и провела первый урок. В этом читали и с 4 и с 5 классами.
Очень бы хотелось узнать о новых книгах о ВОв именно для младшего школьного возраста. Хочется, чтобы  каждый год была у ребят новая книга, но она уже "наслаивалась" на что-то.

Мы читаем "Куклу" после "Дороги жизни" Н. Ходза (очень люблю и подачу текста, и карты, и рассказы, и фотографии. Взвешиваем 125г. хлеба, показываем метроном). Через какое-то время читаем "Куклу". И уже ребята видят в тексте "блокадное": печку-буржуйку, "ломали стулья", "ходили с санками и с ведром и бидончиком" на Неву", "на боку лежал трамвай", "у неё не было сил проснуться", ледовую дорогу. Сами объясняют про чай "белая ночь". И я уже писала: попробовали стратегию "Соревнуемся с писателем" - прогнозируем содержание книги, просмотрев иллюстации. (см. Сметанникова Н. Н. - Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя., с55).



Вторую часть книги -рассказывают, потом читаем. Вот по этой иллюстации говорят все. Рассказывают - не остановить.








Из этой статьи .http://kidreader.ru/article/2141 поняла, почему такая дворничиха. И главное:
 "Это как иллюстрация того, что происходило с людьми в то время. В иллюстрациях к «Кукле» мы с братом хотели донести, что тепло, человеческое тепло — это единственное, что грело. Мама говорила: «Греет собственное сердце»
Идеальная книга для работы с иллюстрациями. Дети их считывают.

Э. Веркин Облачный полк.
М.В. Ивашина говорит о том, что появился запрос на сложные тексты.

Не знаю. Девочки-суперчитатели (9 класс), читая (возможно, не дочитывая) отказались от участия в конкурсе, запнулись именно на этой книге.
Митя-прадед и Вовка - очень понравились. Вообще, как задумана, построена повесть - интересно. Но мне кажется, она будет интереснее нам, взрослым, читавшим о войне, чем подросткам. Там, в детстве, читала о войне, и всё время думала-примеряла на себя: не смогла бы. Там книги были о  подвиге. Именно о подвиге и точка. (Про Лёню Голикова). Здесь есть подвиг, и авторская позиция чёткая  и понятная.  Письма детей. Но для меня самое важное в этой книге:
«…ты больной с распухшей головой бредёшь по снегу через вечный понедельник. При этом понимаешь, что вторника может и не случиться».

А вот с детьми можно и нужно говорить, мне кажется, об этом:


 – Я считаю, что все еще не закончено, – сказал я. – У нас с немцами. И никогда не будет закончено. Каждый немец, пусть он через сто лет родится даже, каждый немец нам должен.
 – Ну да, за то, что они у нас тут сделали…
 - Совсем нет. Они нам должны не за то, что они у нас сделали. Они должны за то, что мы у них не сделали.»

Д. Бойн. Мальчик в полосатой пижаме
Сама люблю эту книгу. В том году, когда готовились к "Суперчитателю", разбирали с ребятами - им очень понравилась, но я была не готова к их незнанию многих исторических фактов.

Книга, по-моему, очень получилась трепетная, хотя тема страшная.

8 комментариев:

  1. Светлана Ивановна, спасибо за ваш пост! Нам важно говорить о сложных темах друг с другом, важно спорить, высказываться, доказывать, обосновывать. Не для того, чтобы переубедить друг друга в чем-то. Для того, чтобы самим "дойти" до той самой "сути".

    ОтветитьУдалить
  2. Елена Сергеевна, спасибо, что прочитали. ( я потом перечитала - как-то засомневалась). Все четыре вебинара, которые прошли - замечательны тем, что нам представляется возможность увидеть-узнать новое-наше-книжное. Соотнести с тем, что знаем. "Допонять" что-то, что-то принять, что-то, может, нет. Разные мы, читаем по-разному. До детей доносим тоже по-разному. Что-то получается, что-то нет. Но в том и суть проекта, чтобы обменяться, поделиться и научиться. Да и просто что-то на уровне: потрогать нельзя, а в голове уже что-то закопошилось

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы не сомневайтесь, Светлана Ивановна. Меня в ваших постах привлекает именно взгляд библиотекаря-практика, имеющего собственное мнение о прочитанном. И это так здорово, что есть возможность вместе думать, обсуждать. Все больше влюбляюсь в проект, который помогает увидеть невидимое, понять непонятое.

      Удалить
  3. Елена Сергеевна, проект очень хороший. Только бы не сойти, удержаться в нём, времени у меня почему-то в сутках всё меньше становится, но интересное пока перетягивает.

    ОтветитьУдалить
  4. Светлана Ивановна, мне очень интересно было узнать мнение практика, уже работавшего с этими книгами и имеющего личный опыт. Совсем немного таких специалистов с пристальным взглядом и глубоким осмыслением проблем. Выслушать чьё-то мнение и не принять его, так как имеешь собственный взгляд и личный опыт - мне кажется, что это тоже важный урок для формирования собственной творческой системы. Побольше бы таких специалистов в школе, как Вы. Детям бы было интереснее приходить в библиотеку!

    ОтветитьУдалить
  5. Марина Вячеславовна, спасибо за Ваши слова. Самое большое спасибо - за обзор. За толчок к чтению нового. Я так полюбила эти вебинарные дни, убегаю с работы(боюсь-с рабочим интернетом-модемом будут проблемы), оставляю на расписании записку:учусь. Учителя потом просят списки, расспрашивают. Спасибо Вам за новое, необычное, интересное. Будем читать

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Ивановна, Вы не представляете. как для меня важна обратная связь с человеком, имеющем собственную позицию и взгляды на прочитанные книги и опыт общения с читателями на их материале. Часто даже противоположная позиция даёт возможность выйти на интересные выводы. Успехов Вам!

      Удалить
  6. Марина Вячеславовна, спасибо Вам за пожелание, за поддержку

    ОтветитьУдалить